+7 (909) 906-60-73
+7 (916) 479-87-13
с 10:00 до 23:00
  • Duplicate of Слайд 1
  • Duplicate of Duplicate of Слайд 2
  • Duplicate of Слайд 2
  • Слайд 2
  • Слайд 1
Корзина
Товаров: 0 шт.

Носила ли Золушка войлочные тапочки?

Известная каждому из детства сказка о Золушке – это на самом деле древнейший архетипический сюжет. Фабула и даже сюжет этого произведения имеет свыше тысячи вариантов в фольклоре народов мира. Первый из найденных вариантов сказки обнаружили на древнеегипетских папирусах. Гречанку Родопис выкрали пираты и продали в рабство в Египет. Новый хозяин дал ей позолоченные сандалии, но когда Родопис купалась, сокол, которым, как выяснилось впоследствии, оказался бог Гор, выкрал одну сандалию и отдал фараону. Правитель так впечатлился изяществом сандалии, что тут же разыскал Родопис и женился на ней.

В разных вариантах сказки, помимо позолоченных сандалий, в качестве обуви Золушки также упоминаются туфельки и башмачки. Среди туфелек Золушки встречаются: «расшитые шелками и серебром», «чистого золота», «красного бархата и вышитые жемчугом», стальные, серебряные и даже алмазные. Башмачков у Золушки тоже немало: просто башмачки, стеклянные башмачки, золотые башмачки и, наконец, хрустальные башмачки. Как мы видим, войлочные тапочки в гардероб Золушки точно не входят. Однако не торопитесь, давайте внимательно посмотрим на стеклянные башмачки.

Впервые стеклянные башмачки у Золушки появились в редакции Шарля Перро в 1697 году. При этом с XIX века идут споры: действительно ли башмачки именно стеклянные? Дело в том, что по-французски «стекло» (verre) звучит так же, как название особым образом обработанного меха «vair». В те времена носить одежду или обувь из такого меха было чрезвычайно почетно, меха из некоторых видов животных, например, соболя, могли носить только короли и высшая знать. Таким образом, не исключено, что Золушка надела на бал именно меховые башмачки, и лишь впоследствии, из-за ошибок издателей, Золушку «переобули» в стекло.

Впервые это заметил французский писатель-реалист Оноре де Бальзак, чем положил начало спорам среди исследователей: одни согласились с автором «Человеческой комедии», другие возражали, что Перро имел в виду именно стеклянные башмачки, как символ чистоты и для усиления эффекта волшебства, «чудесности». Споры, как водится, ничем не кончились, каждый остался при своем мнении. Как бы там ни было, даже если Бальзак прав, и Золушка отплясывала на балу в меховой обуви, это явно были не тапочки, и если она где-то и носила войлочные тапочки, то только дома.